КАРьЕРНЫЕ СТАРТЫ. 17.10.2018

5 октября в России отмечается День учителя. Казалось бы, какое отношение этот профессиональный праздник имеет к лифтовому сообществу? Ведь это не День строителя или День работника ЖКХ? Но именно грамотный, увлеченный педагог может не просто дать студентам новые знания, но показать воспитанникам красоту и изящество профессии, привить любовь к миру вертикального транспорта раз и навсегда. Поздравляя с Днем учителя педагогов профильных высших и средне-специальных учебных заведений, журнал «ЛИФТИНФОРМ» разузнал, чем «дышит» сектор сферы образования, ориентированный на лифтовой комплекс, и чем живут его достойные представители.

КОМПЕТЕНЦИЯ НА «ВЫРОСТ»

Первый собеседник, с которым встретился наш корреспондент – преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ «Колледж железнодорожного и городского транспорта (КЖГТ)» 28-летний Антон ПОЛИВЕЧКО.

Антон Сергеевич пришел в КЖГТ с солидным жизненным багажом. Два высших образования – по специалитету «юрист» и «инженер путей сообщения (инженер-механик)», за плечами служба в армии, опыт работы преподавателем в Московском колледже железнодорожного транспорта.

С лифтовой отраслью он столкнулся, придя в КЖГТ в декабре 2017 года. В колледже отчетливо сознают, что сегодня, когда в мире строится все больше высотных зданий (не обязательно ходить за примером в Дубай), лифтовое оборудование и его сервис усложняются, растет спрос на грамотный обслуживающий персонал. Руководство колледжа предложило новому сотруднику доработать пакет документов, необходимых для учреждения компетенции «Электромеханик по лифтам» в рамках международного некоммерческого движения «WorldSkills». Его основная миссия, напомним, – повышение стандартов подготовки кадров, в том числе, путем проведения конкурсов и чемпионатов профессионального мастерства.

Через площадку «WorldSkills» в КЖГТ планируют поднимать престиж, формировать профессиональный интерес к касте лифтовых электромехаников.

Ознакомившись с документами, адресованными Союзу «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», Антон Поливечко понял, что специфика лифтовой отрасли ему по душе, а при мысли о широких горизонтах первой в своем роде лифтовой компетенции «WorldSkills» у него, как говорится, земля начала гореть под ногами.

Наш собеседник признается, что экспертное сообщество Союза неохотно идет на одобрение инициативы, потому что в системе «WorldSkills» уже предусмотрены состязания электромонтажников. В Союзе считают, что электромеханики по лифтам соприкасаются с этой областью и вполне могут сдавать демонстрационный экзамен «WorldSkills» по электромонтажу как государственную итоговую аттестацию.

В этом году на выпускной экзамен в такой форме добровольно отправились студенты 4-го курса КЖГТ – без пяти минут лифтовики. В ходе испытания и студентам, и преподавателям стало очевидно, что профессиональные навыки у них иные, поэтому в колледже хотят, чтобы демонстрационный экзамен по стандартам «WorldSkills» полностью соответствовал требованиям профстандарта «Электромеханик по лифтам».

Тут возникает накладка: рабочему классу лифтовой отрасли России уже есть, где подтвердить соответствие своих профессиональных качеств положениям профстандарта – они могут сделать это в Центрах оценки квалификации (ЦОК). Более того, победа на полях «WorldSkills» не избавляет специалиста от необходимости в дальнейшем подтверждать свою квалификацию в ЦОК. Антон Поливечко смотрит на ситуацию с оптимизмом:

– Система ЦОКов набирает обороты, а «WorldSkills» далеко прыгнул вперед. Думаю, что представители двух систем в дальнейшем договорятся между собой. Бывшее Министерство образования и науки РФ в течение длительного периода тоже было против того, чтобы демонстрационный экзамен по стандартам «WorldSkills» был равноценен государственной итоговой аттестации. Но со следующего года такой формат обязателен.

Лифтовой «WorldSkills» предполагает задания, не выходящие за пределы образовательной программы, потому что глубоких познаний в области монтажа и пусконаладки в стенах колледжа им дать не могут. Но, согласно концепции, путь на конкурс не заказан и для представителей реального производства, главное, чтобы они подходили по возрастному критерию – до 25 лет.

Испытания по лекалам «WorldSkills» – удовольствие и длительное (конкурсные задания рассчитаны на 19 часов выполнения), и недешевое. Например, электромонтаж – дорогостоящая компетенция. На каждого участника демо-экзамена полагается по 100 позиций инструмента, перечень расходного материала, который надо ежегодно обновлять, и т.д.

С лифтовиками иначе: можно приобрести три или пять лифтовых кабин, построить учебные шахты (руководство колледжа настаивает на этом), т.е. сделать материальные вложения «на века» и впоследствии проводить демонстрационные экзамены без особых затрат. Одно «но»: по финансовым соображениям позволить себе такие состязания может пока разве что Москва, а федеральные учебные заведения в регионах вряд ли «потянут» их, поэтому ЦОКи на какое-то время останутся там безальтернативным местом для тестирования лифтовых электромехаников.

Во всем мире принято, что победа в конкурсах и чемпионатах профессионального мастерства под эгидой «WorldSkills», помимо одномоментных материальных поощрений, благоприятно сказывается на карьере работника. Подобная практика складывается и в России. Так, между Союзом «Ворлдскиллс Россия» и АО «Мослифт» подписано соглашение о признании демонстрационного экзамена по электромонтажу. Оно позволит студентам, успешно сдавшим демо-экзамен и получившим т.н. «SkillsPassport», получить работу по специальности на Мослифте.

На дату интервью в КЖГТ в очередной раз отправили документы в Союз «Ворлдскиллс Россия» для учреждения лифтовой компетенции. Если их одобрят, 2-3 года она будет «обкатываться» в статусе презентационной, затем ее переведут в основной состав. Года через три демонстрационный выпускной экзамен электромехаников по лифтам в колледже вполне может пройти по «родной» компетенции.

А если найдется серьезный руководитель, в идеале – из крупной компании, заинтересованный в ее продвижении (менеджер компетенции), велики шансы, что лет через 5-7 она достигнет как минимум всероссийского уровня.

ОПЛАЧИВАЕМАЯ СТАЖИРОВКА И ПРУДЫ ПОБЛИЗОСТИ…

СтажировКа и пруды поБлизоСти… Начинающим лифтовикам не обязательно покорять своим мастерством экспертов «WorldSkills», чтобы избежать проблем с трудоустройством.

В Москве всего несколько средне-специальных учебных заведений, которые готовят кадры по лифтовым специальностям и профессиям, напоминает Антон Поливечко. Невостребованность выпускников им не грозит, учитывая колоссальную численность одного лишь столичного лифтового парка и кадровую «текучку» на предприятиях.

Например, каждый год в КЖГТ набирают по две профильные группы: одну по системе начального профессионального образования (НПО) – в чистом виде электромехаников по лифтам, другую – по более широкой специальности 130211 «Техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования» (среднее профобразование – СПО). Среднее количество обучаемых составляет 50 человек, за исключением, естественно, непредвиденных отчислений либо переводов.

Своеобразным девизом, с которым в Колледже железнодорожного и городского транспорта готовят электромехаников по лифтам, начиная с первого курса, стали слова: «Призвание лучших – движение вверх и вперед».

Среди студентов лифтовых направлений в аудиториях КЖГТ преобладают юноши. Хотя есть и приятное исключение. Екатерина Леванчук – студентка третьего курса по специальности 130211. Она не только не уступает одногруппникам в успеваемости, но и может дать фору многим из них. Не случайно она заняла третье место на региональном этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства среди студентов профессиональных образовательных организаций, которая проходила в ГБПОУ «КЖГТ». А первое место в ней занял выпускник КЖГТ 2018 года Денис Морозов, которому по душе пришлась та же специальность. Юноша особо отличился в задании по сборке и пусконаладке схемы управления асинхронным двигателем. Из 35 возможных баллов за сборку схемы он получил 35, что стало для его учителей предметом искренней гордости. Каждого студента КЖГТ к олимпиаде готовили порядка 10 преподавателей вместе с психологом, который давал рекомендации – как избежать стресса. Вот насколько серьезной проверкой сил для лучших из лучших стала она!

Если Денис Морозов решит продолжить свое образование, высокое место на олимпиаде ему зачтется – многие российские вузы, кроме результатов ЕГЭ, при поступлении изучают портфолио с личными достижениями поступающих. Победы в различных олимпиадах добавляют в портфолио лишние баллы. А пока он проходит службу в армии.

Администрация колледжа со своей стороны старается мотивировать «рублем» активных студентов, заявляющих о себе на различных конкурсах и олимпиадах. За призовые места некоторым участникам была назначена стипендия в размере 35 тысяч рублей. Выплаты денежных поощрений, «подстегивающие» студентов штурмовать вершины знаний, находятся на личном контроле у директора колледжа Дмитрия Выдрина.

В колледже также стараются помогать тем выпускникам, которые намерены продолжить образование – колледж сотрудничает с Национальным исследовательским университетом «МЭИ» и Российским университетом транспорта (МИИТ).


Дополнительным аргументом для молодых людей и их родителей является упоминание об оплачиваемой производственной практике для будущих электромехаников по лифтам.

– Пожалуй, это первое, с чего я начинаю, когда говорю о плюсах призвания лифтовика, – отметил Антон Поливечко и рассказал об одном любопытном случае.

В этом году он 10 дней отработал в составе приемной комиссии колледжа, которая находится в здании на Каланчёвской улице. Однажды туда пришла мама с мальчиком, который хотел стать машинистом электропоезда. Антон задал абитуриенту несколько вопросов и отпустил восвояси, а во время обеда случайно встретил эту пару вновь. Они сообщили, что подали все документы для поступления, но тут Антона что-то подтолкнуло, и он начал рассказывать о здании колледжа на Михалковской улице: современное, с хорошо оборудованной лабораторией, с 25-метровым бассейном, футбольным полем и живописными Головинскими прудами поблизости, показал фотографии.

Затем он принялся расписывать лифтовую компетенцию, про лифтовое хозяйство в общих чертах, о том, как ребята учатся, как обретают практические навыки на производстве и вдобавок получают за это деньги и далее все в таком же духе.

Спонтанная речь достигла цели. На следующий день мама с сыном вновь пришли в колледж, и мама сказала: «Сын хотел стать машинистом с пятого класса, но теперь он хочет быть электромехаником по лифтам!» В итоге с сентября месяца юноша начал делать первые шаги в этой специальности.

Такие лифтовые компании как АО «Мослифт», ЗАО «Шиндлер», ГК «Корона-лифт» – одни из немногих социальных партнеров колледжа – действительно обеспечивают студентам третьего курса практику, в ходе которой можно и денег заработать. В результате к моменту выпуска с трудоустройством у экс-стажеров проблем практически нет. По закону, образовательное учреждение обязано трудоустраивать своих выпускников, но с кем-то, например, с автомеханиками, может возникнуть заминка. Теоретически, они вольны устроиться и туда, и сюда, но по факту подчас сами не знают – куда. С ребятами-лифтовиками легче: если они стажировались, предположим, на Мослифте или «Шиндлере», они стремятся туда вернуться.

Примечательно, что благодаря студенческой практике и наставники непрерывно приобретают свежие знания о лифтах в дополнение к обязательным курсам повышения квали фикации, стажировкам на производстве и самообразованию.

Ведь всякий раз, возвращаясь с практики под крышу колледжа, стажеры принимаются делиться впечатлениями о «выходе в свет», и таким образом педагоги узнают, какие лифты стоят на каких объектах, каковы их сильные и слабые стороны и т.д.

Прекрасно осознавая многостороннюю пользу от производственной практики, в колледже хотят в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) предусмотреть ее уже на втором курсе. Лабораторная база колледжа позволяет ознакомить учащихся с лифтовым оборудованием, но увидеть своими глазами как создаются лифты – иное дело.

В целом политика и руководства колледжа, и Федерального учебно-методического объединения при разработке учебных документов нацелена на то, что производственным учреждениям, которые трудоустраи
вают к себе выпускников, необходимо активнее озвучивать требования к ходу их обучения. В колледже стараются учитывать их, например, если АО «Мослифт» требуются кадры, отучившиеся по системе НПО, то колледж поставляет их предприятию, хотя сам он, быть может, заинтересован набрать больше групп в рамках СПО.

По степени влияния на образовательный процесс работодателей из сферы вертикального транспорта обогнали железнодорожники, которые успели пропустить свои образовательные программы в КЖГТ через процедуру профессионально-общественной аккредитации (ПОА). Инициация аналогичной процедуры в отношении лифтовых учебных программ, очевидно, только вопрос времени. Ее запуск дополнительно укрепит мосты между образовательной организацией и лифтовой отраслью.

Дмитрий Васильев

журнал «ЛИФТИНФОРМ», № 10, 2018