В РЖД рассказали, как первая женщина-машинист изменит сферу перевозок, портал inforeactor, 06.08.2020 13.08.2020

Профессия машиниста может стать популярнее среди женщин, чем среди мужчин, но произойдет это не сразу. Об этом iReactor рассказали начальник учебного центра ГВЦ РЖД Денис Сосин и профессор Анатолий Зайцев.

В Советском Союзе профессия машиниста была открыта и доступна абсолютно для всех — и мужчин, и женщин. Однако по причине физически тяжелых условий работы — шум, вибрации, электромагнитное излучение, ночные смены и другие факторы, влияющие на женское здоровье, — профессия оказалась запретной для российских женщин на законодательном уровне. И лишь в марте этого года в правительстве приняли поправки к законопроекту, благодаря которым со следующего года женщины вновь смогут начать работать машинистами локомотива.

На сегодняшний день первые несколько десятков будущих женщин-машинистов начали осваивать эту востребованную профессию, однако 21-летняя Софья Дорофеева уже успела закончить двухлетнее обучение. Она поступила в Московский колледж железнодорожного и городского транспорта наперекор абсолютно всем и в итоге с отличием закончила свое обучение. Как вспоминает сама Дорофеева в интервью metronews.ru, даже будущие коллеги-парни поначалу отнеслись к ее выбору неоднозначно, но постепенно ей удалось убедить всех в серьезности своих намерений.

Я пришла в колледж, меня не хотели брать, и я просто упорно и долго требовала допустить меня к обучению. В итоге пришлось говорить с директором, убеждать всех в серьезности своих намерений, и мне это удалось. В первые дни на учебе прямо за спиной слышала шепот, обсуждение того, что я поступила. Но это быстро прекратилось. У меня были огромный интерес и мотивация и, пока некоторые занимались чем попало, я училась, — поделилась будущая машинистка.


Правда, приступить к работе девушка сможет не сразу. Для начала ей придется занять должность помощницы машиниста, чтобы набраться практического опыта, а уже после этого самостоятельно получить необходимые права и занять место в непосредственном управлении локомотивом. Дорофеева выразила надежду, что в будущем мышление общества касательно вреда профессии машиниста поменяется и еще больше девушек пойдут изучать эту специальность, поскольку за последние несколько лет уровень технической безопасности локомотивов сильно вырос.

Сейчас подвижной состав обновляется. И есть надежда на то, что все-таки мышление общества немножко поменяется. Потому что мне кажется, что каждая женщина имеет право распоряжаться своим телом как ей угодно и соглашаться на какие-то вредности, если ей хочется работать по профессии мечты, — отметила Дорофеева.
Начальник учебного центра ГВЦ РЖД Денис Сосин в разговоре с корреспондентом iReactor довольно низко оценил перспективы популярности профессии машиниста среди женщин. По крайней мере, в ближайшие несколько лет, поскольку, по словам эксперта, эта работа все еще остается физически очень тяжелой, даже несмотря на улучшение технического качества локомотивов. Поэтому открытие профессии на законодательном уровне привлечет женщин, но это вряд ли создаст какую-либо серьезную конкуренцию с мужчинами и уж точно не сможет вытеснить из профессии машинистов-мужчин.

Безусловно, есть всегда какая-то доля людей, которая существует в рамках отклонения от общепринятых норм, у них это точно вызовет интерес. Но профессия ведь достаточно тяжелая — это и сменный график, и техника достаточно тяжелая. Это как пойти служить в армию девушке: для кого-то это отлично и нормально, а для других это действительно тяжелая работа. Поэтому каждому необходимо будет самостоятельно делать выбор в зависимости от взгляда на жизнь, — отметил Сосин.
Тем не менее руководитель научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок Анатолий Зайцев не согласился с таким предположением. В разговоре с корреспондентом iReactor эксперт поделился мнением, что в будущем профессия может стать среди женщин даже популярнее, чем среди мужчин. Однако произойдет это не столько за счет увеличения безопасности и уменьшения вредного влияния на здоровье женщин, сколько благодаря упрощению и автоматизации процессов самого управления локомотивами.

Эта профессия будет очень популярна, потому что фактически процесс вождения постепенно автоматизируется, и тот, кого мы сегодня называем машинистом, превращается в оператора. Человек, который понимает, какие кнопки нажимать для контроля, но не управления. Поэтому это будет супер-популярно среди женщин, — поделился Зайцев.
Впрочем, профессор подчеркнул, что произойдет это естественно не сразу, поскольку разный тип перевозок требует разных навыков и уровня владения техникой. Например, Зайцев выразил предположение, что пригородные пассажирские перевозки и метро, вероятно, могут очень быстро стать популярны среди машинисток, однако с грузовыми перевозками ситуация сложнее. Потому что в случае с грузовыми перевозками акцент делается на совершенно иных навыках и возможностях машиниста.

В грузовых перевозках еще по-настоящему не установилась окончательная технология — в том плане, что формируется и семь тысяч тонн, и девять тысяч тонн. И при наших перепадах высот конечно пока нужна быстрая реакция, выдержка и стрессоустойчивость, — сообщил эксперт.
В любом случае переход от профессии машиниста к профессии оператора и, как следствие, «захват» этой профессии женщинам — неизбежен, считает Зайцев. В том числе по той причине, что женщины, по мнению профессора, имеют гораздо большее преимущество перед мужчинами, когда речь заходит о выдержке и стрессоустойчивости перед монитором. А потому начинать обучение специалистов необходимо уже сейчас, внося соответствующие правки в образовательную программу со строгими системами контроля и проверки физической и, самое важное, психологической подготовки будущих машинистов.

Напомним, что в обновленном перечне производств, работ и должностей с вредными и опасными условиями, где ограничивается применение труда женщин, насчитается всего 100 профессий вместе 400, как было ранее. За последние несколько лет в Минтруде РФ женщинам в том числе разрешили занимать такие профессии, как машинист электропоезда, электрички, скоростных и высокоскоростных поездов, водитель фуры, а также боцман или матрос на судне.

портал inforeactor, 06.08.2020, ссылка - https://inforeactor.ru/318759-v-rzhd-rasskazali-kak-pervaya-zhenshina-mashinist-izmenit-sferu-perevozok