В своей тарелке, 21.05.2020, газета "Сигнал" 25.05.2020

Целеустремленная Евангелина Достоевская окончила Московский колледж железнодорожного транспорта и получила свидетельство о квалификации помощника машиниста электропоезда.

Но устроиться в ОАО «РЖД» девушка пока не может — моторвагонные депо до 1 января 2021 года женщин на эту профессию не принимают.

В группе, где училась Евангелина, было 50 человек, и только одна девушка. К окончанию курса осталось всего 18. И Ева среди них. «Группа была разновозрастной, в основном мои ровесники или чуть старше. Сдавать зачеты было тяжело, но я шла с ребятами наравне. А пятерок у меня больше. С 2014 года из любопытства посещаю моторвагонное депо Крюково Октябрьской железной дороги, там особенная атмосфера и уникальный набор техники, отличающийся от Московской дороги. И на практику помощника тоже пришла к ним. Машиниста-инструктора слушали три часа, разбирали все схемы состава. И он сказал, что у меня знания лучше, чем у большинства тех, кто приходит на практику». После слесарной практики началась поездная. За месяц нужно было откатать шесть поездок. Когда машинист-инструктор спросил, на чем хотите ездить, Ева попросилась на ЭТ2М, курсирующие по участку Москва — Тверь. «Обкатать девушек могут на любых электропоездах, но работать поставят только на «Ласточку». Но именно на старых поездах можно набраться опыта, понять, как работает система.

А если не поймешь, то не сможешь разобраться в нештатной ситуации, ведь на новых поездах все автоматизировано, включил — выключил. И вот скажет машинист: «Иди, сделай то-то». А помощник и не знает ничего», — уверена Евангелина. Ева говорит, что старые электрички словно живые — слышно, как каждый узел работает, как объявляются остановки, что надо выходить из кабины посмотреть, как высаживаются пассажиры. В новых составах в кабине ничего не слышно, ни закрывающихся дверей, ни объявлений. «После первого дня практики на ЭТ2М было тяжело, но я со всем совладала и была рада, потому что столько всего увидела и узнала. Если что-то в шкафах ломается, помощник должен ходить регулировать. И я ходила по составу». На практике Ева ездила с разными бригадами, и никто косо на нее не смотрел, и разговоров типа «вот, бабу взяли», она тоже не слышала. Наоборот, ей было комфортно, чувствовала себя «в своей тарелке». «Да, мне иногда говорили — мол, до первого сбитого поездишь, а потом уйдешь. Но я взрослый человек и понимаю, чего можно ожидать от своей работы, и извлечения пострадавшего не избежать. Люди все разные, и врачи-женщины на «скорой» ведь как-то работают. Да и я не впечатлительная барышня, паниковать не буду, у меня склад характера сдержанный. Я много чего прошла в своей жизни», — отмечает Достоевская. На железной дороге Евангелина не новичок, пять лет отработала в Опытной московской дистанции пути Октябрьской дороги. Параллельно закончила железнодорожный колледж.

Работала дежурным по переезду, сигналистом, техником и инженером-нормировщиком. «Занималась начислением часов рабочим по зарплате, но чувствовала, что это не мое, — говорит Евангелина. — Я достаточно сформировалась, чтобы выбрать себе профессию по духу. Если честно, то путевое хозяйство папа посоветовал». Ева Достоевская из Иркутска, ее отец возглавляет службу эксплуатации вагонного хозяйства Восточно-Сибирской дороги. Девушка поняла, что изжила себя, обязанности казались довольно простыми и превратились в рутину, чего-то не хватало и хотелось «занять мозги». Работа и учеба в области путевого хозяйства разожгли интерес к электропоездам, захотелось работать на подвижном составе. Стала интересоваться этой темой. Из общения с машинистами в соцсетях было непонятно, реально ли попасть в депо помощником. Но таким образом узнала, что в компании «Аэроэкспресс» есть успешный помощник машиниста — Юлия Юрова. «Но помочь она мне не могла, поскольку трудится в частной компании. Позже нашла Римму Ермилову, которая до 2017 года работала помощником в ЦППК, она-то и рассказала мне про платные курсы в нашем колледже. Странно, что про них никто не знает, тем более, что цена их вполне приемлемая. Я подала документы», — рассказывает Евангелина. Понимая всю сложность профессии, Ева, тем не менее, хочет в ней полностью реализоваться. Как максимум — стать машинистом. На путь к осуществлению этой мечты она уже ступила. Но получить документы — это лишь начало.

«В Крюково меня хорошо приняли на практике, и я очень хочу работать именно там, душа лежит и к этому депо. Я бы и слесарем пошла, чтобы опыт получить. Но взять меня туда сейчас не могут даже слесарем, потому что там переходят на «Ласточки», — сетует Достоевская. То есть Ева в данный момент находится в процессе трудоустройства. К частному перевозчику она может уйти прямо сейчас. Но если девушка найдет возможность дождаться января, то сможет стать помощником машиниста именно в системе РЖД. Но сейчас у моторвагонного депо Крюково, как и у любого подразделения ОАО «РЖД», действительно «связаны руки», так как законодательное обоснование для работы женщин на подвижном составе начнет действовать только с будущего года. «Пока мы получили распоряжение только на обучение женщин и практику по профессии «помощник машиниста электропоезда». С июня ожидаем заявки от женщин, желающих получить эту профессию, и будем направлять их на обучение от депо. Технически уже продумали, как организовать для них режим отдыха», — рассказала председатель ППО моторовагонного депо Крюково Елена Поликарпова. На предприятии и впрямь уже обо всем позаботились: определили место для отдыха, подготовили санузел и душевую, а перекусить можно в комнате приема пищи на втором этаже или днем в деповской столовой. «Готовят у нас вкусно, стоимость обедов небольшая. Раньше было похуже, поэтому мы поменяли поваров», — уточняет Елена Поликарпова. Завхоз Надежда Болотина рассказала, что днем комнаты отдыха занимают всего 2–3 бригады, а ночью отдыхают 14 бригад. Белье отвозят в прачечную по договору, стирают и гладят качественно, а если поступают жалобы, вопрос решается быстро. Но серьезных претензий не бывает. Комнаты бригадного дома расположены на двух этажах. Причем, на втором есть отдельное крыло, где можно было бы расположить женщин. Также есть возможность разместить их и на первом этаже, где постоянно находится дежурная. И будут представительницы прекрасной половины всегда под присмотром.

ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР Руководство моторвагонного депо Крюково приняло решение предложить Евангелине Достоевской должность экипировщика подвижного состава, а 1 января 2021 года она сможет влиться в ряды локомотивных бригад.

25.05.2020, газета "Сигнал", 6 полоса, ссылка - http://rosprofzhel.rzd.ru/article_files/press_6040_1.pdf