"Не все зависит от железа» - Станислав Нечаев рассказал о новом тренажёрном комплексе. 11.07.2018

В завершившемся учебном году в ГБПОУ «Колледж железнодорожного и городского транспорта» поступили два новых тренажерных комплекса. Об открывающихся для учреждения и его обучающихся возможностях и перспективах рассказал преподаватель спецдисциплин, председатель предметной цикловой комиссии по направлению подготовки «Организация перевозок и управление на транспорте» Станислав Нечаев.

Станислав Викторович, каким именно оборудованием колледж порадует своих студентов в новом учебном году?

У нас прошла поставка двух тренажерных комплексов. Первый – тренажер дежурного по станции. Он имитирует полностью весь функционал дежурного по станции, который сейчас реализуется на предприятиях ОАО «РЖД». Компоновка данного тренажера полностью идентична всем органам, средствам и устройствам управления движением, которые сейчас применяются в ОАО «РЖД». Тренажер представляет собой два пульта и программное обеспечение. Второй тренажер – полностью компьютерный комплекс. Он предусматривает 15 рабочих мест – персональных компьютеров – 12 станций, реализованных в программе, и 3 рабочих места поездного диспетчера.

Применяется ли подобное учебное оборудование в других учреждениях аналогичного профиля?

При обновлении учебной базы мы прибегли к опыту МИИТа [Российский университет транспорта]: взяли аналогичный тренажерный комплекс и немного его доработали, написав новое ТЗ [техническое задание]. Поэтому сегодня программное обеспечение и оборудование, с которым работает МКЖТ [Московский колледж железнодорожного транспорта РУТ] несколько уступает нашему. Наше оборудование современно и способно конкурировать, даже на уровне WorldSkills, со многими тренажерами, которые используются в учебных заведениях железнодорожного профиля на федеральном уровне.

В чем именно преимущество Вашего тренажерного комплекса?

Мы пошли по пути сочетания в одном тренажерном комплексе нескольких дисциплин. В работе с данными тренажерами есть возможность достаточно широко использовать, так называемые, межпредметные связи. То есть, отрабатывать не один какой-то функционал в рамках одного профессионального модуля, а захватывать знания ребят сразу по нескольким дисциплинам, по нескольким профессиональным модулям. Это же позволит нам более глубоко оценивать их знания и профессиональные компетенции. Данный опыт так же будет использоваться при подготовке к демонстрационному экзамену, чемпионатам WorldSkills и при проведении наших аттестаций, в том числе квалификационных экзаменов, которые мы проводим по итогам выполнения профессиональных модулей.

Вы упомянули два тренажёра. Чем они различаются между собой?

Отличие в том, что на первом тренажёре ДСП в виде мнемосхемы [Мнемосхема — совокупность сигнальных устройств и сигнальных изображений оборудования и внутренних связей контролируемого объекта, размещаемых на диспетчерских пультах, операторских панелях или выполненных на персональном компьютере] визуализирована схема станций: пути, стрелочные переводы и т.д. Здесь, выполняя обязанности дежурного по станции, ребята на 2-м и 3-м курсе будут отрабатывать первичные навыки по приготовлению маршрутов. Данный тренажёр отличается от своих предшественников в МИИТе. дополнительным программным обеспечением. Это позволяет визуально отобразить на компьютере функциональную схему. Когда ребята на пульте наживают кнопки, они могут посмотреть на отобразившуюся графическую схему и пронаблюдать всю цепь операций, происходящих от нажатия кнопки до, допустим, перевода стрелки,. А каждый ее элемент может воспроизводиться в 3D модели, демонстрирующей внутреннее устройство системы. Мы завязали воедино пульт управления и средства визуализации, на котором можно отрабатывать конструктивные элементы – и это чисто наша разработка. Это так же позволило связать воедино три дисциплины: безопасность движения поездов, система регулирования движения и организация движения поездов.

А второй?

Второй, компьютерный тренажер, чуть мощнее. Он полностью имитирует поездную обстановку на полигоне. Сформировано 12 станций: каждому обучающемуся на экране будет предоставляться схема конкретной станции. И 3 рабочих места диспетчера: один диспетчер будет контролировать работу 4-х станций, так называемые, диспетчерские круги. На нем есть возможность имитировать и отрабатывать все внештатные ситуации, которые могут возникнуть в работе дежурного по станции: продвижение пожарных и восстановительных поездов, нарушения работы на станциях. Так же представлено средство визуализации, на котором в режиме реального времени будет отображаться график исполненного движения. То есть при имитации движения поездов на тренажере, график их движения будет выводиться на большие проекционные экраны. Это позволит завязывать воедино весь функционал, который происходит на этих 12 станциях.

Технологии не стоят на месте. Планируете ли вы дальнейшую модернизацию тренажеров?

И мы не стоим на месте – уже думаем о совершенствовании! Много задумок по развитию этого тренажёра. Забегая вперед, могу сказать, что у нас в разработке следующее ТЗ. Сейчас мы уже выходим на уровень 3D реальности, чтобы отрабатывать навыки уже с очками и шлемами, Это даст ребятам представление обо всем функционале железнодорожной отрасли. Кроме того, наш тренажерный комплекс – это удачный пример того, как можно сочетать программу с потребностями рынка труда. Программное обеспечение можно постоянно модернизировать, не вкладываясь в покупку нового оборудования. Это один из положительных моментов.

Для кого предназначен данный учебный комплекс?

Данный тренажерный комплекс установлен на 2-й территории ГБПОУ КЖГТ, по адресу Бойцовая улица, дом 6, корпус 8Б. На этой площадке готовят специалистов службы управления движением, так называемых «движенцев». На тренажере мы отрабатываем все, что касается работы специалиста среднего звена – дежурного по станции. Управлять стрелками и сигналами светофора на железной дороге – это ответственная работа. Наши выпускники со средним профессиональным образованием не могут претендовать на должность поездного диспетчера – это уже высшее образование. Но, несмотря на это, мы адаптируем программу на шаг вперед, не ограничиваясь программой специалистов среднего звена, даем нашим студентам компетенции для дальнейшего карьерного роста.

Дает ли новое оборудование конкурентное преимущество колледжу среди учреждений железнодорожного профиля?

Хотя преимущество действительно за нами, я так скажу: не все зависит от железа. В ГБПОУ «Колледж железнодорожного и городского транспорта» все преподаватели спецдисциплин с большим опытом работы на железной дороге. Они все – практики – и могут многое рассказать детям о железной дороге «без купюр». Провести экскурс и профориентацию в железнодорожные профессии и специальности. При формировании компетенций они выкладываются по полной. Я наблюдал за своими молодыми коллегами, у которых первый год педагогической деятельности. Они не бубнят по книге, а вживую общаются, обсуждают какие-то моменты. Мне это импонирует. При разговоре о профессиональных дисциплинах немаловажным фактом остается разбор конкретных ситуаций, которые происходят на практике, в том числе и нестандартных. Поэтому колледж занимает достойное положение на рынке образовательных услуг. Мы гордимся не только новым учебным оборудованием, непрерывно модернизирующимися тренажерными комплексами, но и нашими профессиональными кадрами.